История села Шукк


Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Меню сайта

Поиск по сайту

Вехи истории


















 



Вероисповедание немцев-колонистов
Колония Шукк
(из истории церкви)

 
 


История церкви в Шукк
 
 
Колония Шукк / Грязноватка основалась выходцами из Германии немцами католиками в 1764-67 годах и поэтому она была  католическим селом и все ее жители исповедовали католическую веру, причем в самом начале ее основания была устроена  церковно-приходская школа; церковь же во имя святого Антония  Падуанского, (католическая), деревянная, крытая железом была построена в 1856 г. и освещена в 1857 г.. (Смотрите  у Минха А.Н. в  историко-географическом словаре стр.183).
 При церкви был построен пасторат - жилище и приход для священника - пастора. Церковь находилась напротив школы в центре села. Территория  церковного двора занимала один квартал, и она  была обнесена вокруг оградой и озелененна деревьями. Сама церковь располагалась в самом центре церковного двора. О внутреннем убранстве церкви пока ничего не известно, да и не найдено пока никаких описаний, рисунков и фотографий церкви, если таковые когда-нибудь  и существовали. Лишь у Дитца Я.Е. в его книге "История поволжских немцев-колонистов" на странице 383 можно найти общие описания церквей поволжских колоний, где говорится следующее: «Посреди села раскинута площадь, на которой возвышается над другими постройками церковь, или, как ее называют русские со времен Немецкой слободы в Москве, "кирка". По внешнему виду кирка напоминает православный храм в византийском стиле, с некоторыми изменениями в духе римском; в последнее время, впрочем, стали строить кирки в готическом стиле. Основание кирки состоит из правильной четырехугольной постройки, над которой с одной стороны возвышается постепенно суживающаяся кверху башня, на вершине ее устанавливается вызолоченный крест; на старых, выстроенных в начале прошлого столетия кирках устанавливалось еще изображение петуха в предупреждение предательства Христа учеником его и апостолом Петром; по другую сторону кирки приделан пристрой-аналой (Sacristei). В церковь ведут обыкновенно три входа: с обеих сторон в боках и под башней. В церкви устроены хоры и алтарь, перед которым стоят скамьи для молящихся в два ряда, с широким проходом между ними. Молящиеся рассаживаются отдельно, сообразно полу и возрасту. У стены над алтарем возвышается кафедра, с которой священник говорит проповедь.На церковной площади находится большой одноэтажный школьный дом, до 18 саженей в длину и 8 саженей в ширину, способный вместить всех детей школьного возраста. Так как церкви в колониях не отапливаются, то в школьном доме совершается зимой церковная служба, в нем же собирается сельский сход.»
Католический храм имеет в целом то же устройство, что и православный. Самым существенным отличием, бросающимся в глаза, является отсутствие иконостаса. Вместо него существует невысокая алтарная преграда. В храме выделяется центральная часть — алтарная, или пресвитерий — место, где происходит богослужение и где хранятся Святые Дары — пресуществленные в Тело и Кровь Христа хлеб и вино. Узнать это место можно по неугасимой лампаде, горящей перед дарохранительницей.
Мужчины при входе в храм обязательно должны снимать головные уборы. Для женщин косынки не требуются. При входе в храм располагается сосуд с освященной водой, или кропильница, в которую окунают пальцы правой руки и затем крестятся. Сразу же при входе в храм совершается коленопреклонение (правое колено) перед дарохранительницей. И впоследствии, проходя мимо дарохранительницы, совершают коленопреклонение или хотя бы склоняют голову. Крестятся католики в отличном от православных порядке — сначала левое плечо, потом правое.
В храме стоят ряды молитвенных скамеек, а внизу — низеньких скамеечек (на них преклоняют колени во время богослужения). Исповедь в католическом храме совершается в специальных исповедальнях — небольших кабинках для священника и исповедующегося. Собственно, этим ограничиваются основные отличия и правила поведения в католическом храме.
В 1903 году планировалось начать строительство новой каменной церкви, но ее строительство из-за различных не благоприятных событий истории так и не началось.
  По рассказам из воспоминаний жителей колонии, моих близких родственников уроженцев этой колонии, церковь была деревянная, рубленная из бревен, в конце 20-х годов 20-го столетия, в период антирелигиозной политики, много церквей было закрыто, разрушено и пустовало, также и церковь в Шукк сначала была отдана под амбар для хранения зерна , а  в 1936  году  по свидетельствам в книге О.Лиценбергер "Римско-католическая Церковь в России: история и правовое положение" на странице 296 была передана Немпромтекстильсоюзу для производственных целей в процессе изготовления сарпинки и в этом же году по свидетельствам очевидцев  была совсем разобрана на стройматериал, которым была построена в селе  новая ткацкая артель для сарпиноткацкого производства. Смотрите также примерный план колонии Шукк.
 
 



Административное подчинение церкви



Село относилось к римско-католическому церковному приходу Шукк, который в свою очередь относился к  деканату  Каменка  Тираспольской  епархии  Могилевской   митрополии.
Деканат Каменка. Основан в 1856. В 1803-20 - миссионерский пункт отцов Общества Иисуса.  В 1917 году Каменский деканат насчитывал 42265 верующих прихожан.
В различное время деканатом руководили священники М. Гааг (до 1877), И. Байльманн-старший (1877–85), Э. Штанг (1901–04), А. Штауб (1898–1904), П. Глассманн (1904–12), Л. Эберле (1912–28). Последний настоятель прихода и декан о. Л. Эберле  был арестован в Каменке в 1928, после освобождения 4.07.1930 вернулся в Каменку, 12.07.1930 вновь арестован и, будучи вновь освобожден из-за болезни, скончался в 1931 в Камышине. В настоящее время католический приход в Каменке не существует.
В самый начальный период становления немецких колоний на основании доклада Г.Г. Орлова об организации церквей для колонистов и утвержденного Екатериной II от 30.01.1765 года, церкви строились одна на всю близлежащую округу, то есть одна  на несколько соседних селений и сначала первые церкви в колониях строились на средства государства, а позже в ходе их развития и при появлении в колониях собственных средств церкви уже строились на общие средства близлежащих колоний, о чем   в "Аннотированной описи дел Саратовской конторы иностранных поселенцев. Т. 2" в описи утраченных дел под  порядковым номером 1533 и номере по описи  заголовков 3852  от 28 декабря 1803 года значится заголовок дела об отчислении колониями: Копенки, Россоши, Памятная, Верховье, Каменный овраг денег на строительство в колонии Грязноватка церкви и которое на момент его рассмотрения при канцелярии опекунства было составлено на 31 листах в своем содержании, но в последствии уже по мере увеличения численности населения и появлением больших доходов почти в каждой колонии стали строиться уже свои церкви.
          Так к приходу Шукк (Грязноватка) - дата основания неизвестна, но ориентировочно это примерно после 1857 года, после года постройки и освещения церкви, относились филиалы: Ротгаммель (до отделения в самостоятельный приход), Зеевальд (до перевода в приход Ротгаммель) и  Деготт (Каменный овраг). В 1919 г. в церковном приходе Шукк состояло 4032 верующих прихожан.
Зеевальд (Верховье) - сначала село относилось к приходу Шукк, затем Ротгаммель; после 1911 путем отделения от прихода Ротгаммель образован самостоятельный приход Зеевальд.
Ротгаммель (Памятное) - дата основания неизвестна. Образован путем отделения от прихода Шукк. Филиалы: Зеевальд (несколько лет в начале 20 в.).
В устройстве своего управления римско-католическая Церковь имеет много общего с православной об этом смотрите в статье на сайте "lib.eparhia-saratov.ru". Подробнее же со структурой административного устройства Римско-Католической Церкви Российской империи можно ознакомиться на сайте "Die Geschichte der Wolgadeutschen" в энциклопедической статье "Тираспольская епархия". В памятной книжке Саратовской губернии на 1859 год , составленной при Саратовском губернском правлении на странице 45 находим состав высшего духовенства Тираспольской епархии, консистории и руководящий состав Римско-католической Духовной семинарии на этот период.


 


Священнослужители церковного прихода Шукк


Для подготовки римско-католического духовенства была открыта Тираспольская Римско-Католическая Духовная Семинария, среднее учебное заведение , существовавшее в России в 1856-1919 (до 1917 - в Саратове, в 1917-19 - в Одессе). При духовной семинарии имелось 4-х классное подготовительное училище для мальчиков. Открытие духовной семинарии для Тираспольской римско-католической епархии в Саратове было утверждено императором Александром II 11 февраля 1856. В течение года решались организационные вопросы. Официальное освящение нового учебного заведения состоялось 24 января 1857.

* * *
 
ФЕЗЕР (Feser)Jakob, католический священник родился 11 апреля 1886 года в колонии Шукк (Грязноватка), годы жизни (1886-1926). Окончил в 1910 г. Тираспольскую римско-католическую духовную семинарию в городе Саратове. Академик, доктор. Служил сначала в церковных приходах города Саратова, затем в церковном приходе колонии Фольмер / Vollmer, где и умер в 1926 году. Подробная  биография неизвестна.

* * *
 
ЗУБОВИЧ (Zubowitsch) Raphael, католический священник, годы службы в церковном приходе колонии Шукк (Март 1803 - 2 Августа 1808). С 9 августа 1808 - 28 февраля 1809 служил в церковном приходе колонии Мариенталь / Mariental. Подробная  биография неизвестна.

*  *  *
 
КАЛЛУГА (Kalluha) Theodosius, католический священник, член Ордена иезуитов, годы службы в церковном приходе колонии Шукк (3 Августа 1808 - Сентябрь 1820). Подробная  биография неизвестна.

*  *  *
 
ГЛАССМАНН (Glaßmann)Peter, католический священник, окончил29.06.1875 г. Тираспольскую римско-католическую духовную семинарию в городе Саратове. Начал свою церковную деятельность в церковном приходе Шукк в 1887 году. С 1904–1906 годы служил в церковном приходе колонии Фольмер / Vollmer. С 1906-1912 годы руководил Каменским деканатом Тираспольской епархии в колонии Каменка / Bähr. С 1913-1914 годы служил в церковном приходе колонии Гусарен / Нusaren. В конце своей жизни служил в церковном приходе  колонии Фольмер / Vollmer, где и умер в 1926 году. Подробная  биография неизвестна.

* * *
 
КУБИК (Kubic) Stanislaus, католический священник, окончил25.08.1892 г. Тираспольскую римско-католическую духовную семинарию в городе Саратове. Годы службы в церковном приходе колонии Шукк (1902-?)Подробная  биография неизвестна.

*  *  *
 
ГАБЕЛЬ (Gabel) Augustin, католический священник, окончил10.01.1882 г. Тираспольскую римско-католическую духовную семинарию в городе Саратове. С1885-1894  годы cлужил в церковном приходе церкви во имя Рождества Пресвятой Девы Марии в колонии Каменка; годы службы в церковном приходе колонии Шукк (1904 - 1911). И с 1928 года служил в церковном приходе колонии Реммлер / Remmler (Luzern). Подробная  биография неизвестна.

*  *  *
 
ЛОРАН (Loran) Raphael, католический священник, окончил в 1897 г. Тираспольскую римско-католическую духовную семинарию в городе Саратове.  Годы службы в церковном приходе Шукк(1901 - 1904?).Подробная  биография неизвестна.

*  *  *
 
ГЕРРМАНН (Herrmann) Johannes, католический священник, окончил в 1910 г. Тираспольскую римско-католическую духовную семинарию в городе Саратове. Годы службы в церковном приходе колонии Шукк(1910? - 1916). После 1916 года служил в церковном приходе колонии  Цуг / Zug (Gattung). Подробная  биография неизвестна.

*  *  *

БЕЛЛЕНДИР Адам Петрович (Bellendir Adam), 1889 года рождения,  уроженец с. Караульный Буэрак/Келер Каменского района  АССР немцев Поволжья.   Окончил Саратовскую духовную семинарию.  В 1913 году возведен  в  сан  римско-католического  священника.  Настоятель  Шуккского костела  во Франкском  кантоне.   15 января   1930  года  арестован   в  приграничном  районе ,  отправлен  для  дальнейшего следствия  в  Москву  по  групповому  делу  немецкого католического духовенства АССРНП. 20 апреля 1931 года  по  Постановлению  Коллегии  ОГПУ  приговорен по ст.ст. 58-4, 6, 10 УК РСФСР  к  10 годам ИТЛ.  Отправлен на Соловки.  Арестован  здесь  в 1937 году.  9 октября 1937 года  по  Постановлению Особой Тройки УНКВД по Ленинградской области приговорен к высшей мере наказания.  3 ноября 1937 года расстрелян в м. Сандормохе под Медвежьегорском.
Подробнее в биографической статье , а также в статьях: "Дело немецкого католического духовенства Поволжья"  и   "Процесс по Делу немецкого католического духовенства Поволжья"   на сайте "Die Geschichte der Wolgadeutschen".
 

"История села Шукк" //shuck.ucoz.ru
Copyright MyCorp © 2024