История села Шукк


Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Меню сайта

Поиск по сайту

Вехи истории


















 
 
Вероисповедание немцев-колонистов

 

Общие сведения
 
В 1763-1768 годах в Поволжье поселилось около 8000 семей общим числом в 27000 душ. На горной стороне (правый берег Волги) было основано 45 колоний и на луговой стороне (левый берег Волги) 59 колоний. Немецкие колонии предполагалось создавать по религиозному принципу, хотя, учитывая обстоятельства колонизации, населять колонии представителями одного вероисповедания было практически невозможно. В первые годы протестанты были вынуждены селиться вместе с католиками - например, в лютеранских колониях Нижняя Добринка, Звонаревка и Севастьяновка проживали католические семьи. Все же в большинстве из 104 основанных колониях  со временем сложился однородный конфессиональный состав:
   
Вероисповедание Горная сторона Луговая сторона Всего
Лютеранство 31 42 73
Католичество 14 17 31
Всего колоний 45 59 104

Немцы Поволжья в своём большинстве являлись выходцами из Гессена, но были среди них и колонисты из Пфальца, Вюртемберга и некоторых др.. Верующие — протестанты (в основном лютеране) и католики. Среди немцев, проживающих в немецком Поволжье, кроме католиков и лютеран, довольно многочисленны последователи других направлений протестантизма — баптисты, меннониты, адвентисты и т. п.
Религиозная жизнь была у поселенцев очень активной, ведь многие эмигрировали по религиозным мотивам, так как со стороны русского правительства обеспечивалась свобода вероисповедания.
Церкви начали строить ещё с первых лет колонизации. Первые церкви строились на средства, выделенные царским правительством, и под надзором Конторы опекунства иностранных поселенцев, которые в течении последующих 10 лет с момента строительства должны были возвращены государству. Чуть позже церкви строили собственными силами, колонисты были готовы вносить большие суммы денег в качестве пожертвования на строительство церквей.  В этом плане трудностей не возникало. Распределённый общиной церковный налог охотно вносился, а участие в строительстве считалось почётным. В каждом среднем и большом селе имелась видная церковь со статной колокольней, устремляющейся ввысь над домами селян. Сад и ограда вокруг церкви содержались всегда в образцовом порядке.
Оживление в строительстве церквей наступило в начале XIX века, когда Министерство внутренних дел России разрешило Саратовской Конторе иностранных поселенцев руководить строительством в немецких колониях Поволжья. Расцвет культового каменного строительства в поволжских немецких колониях приходится на период кон. XIX - нач. XX вв. В 1885 году на Волге действовало 120 немецких церквей - 83 лютеранских и 37 католических, не считая молельных домов.

Во всех церквях имелись органы, которые чаще всего были изготовлены в Германии. Особой популярностью пользовались органы фирмы "Валькер" у выходцев из Швабии. В малых селениях и у меннонитов стояли лишь молебные дома без колоколен. Одновременно они служили школами. Немецкие церкви во внешнем и внутреннем убранстве резко отличались от русских церквей. Церкви были гордостью селян, своим архитектурным стилем они напоминали оставленные на родине исторические образцы неоклассицизма 18 и 19 веков. Клирос чаще всего был обращен к востоку. Большим разнообразием отличались высоко поднимающиеся колокольни. Строительным материалом служили, в зависимости от наличия, либо дерево, либо ракушечник или же обожжённый на собственных заводах кирпич. Церкви в немецких селениях активно посещались. Из всей семьи оставался дома лишь один человек. Поэтому богослужения были всегда переполнены. Воскресный покой соблюдался образцовым образом. По воскресным дням не работали, даже при уборке урожая или во время молотьбы.
 
История лютеранства в Поволжья
 
В результате широкой пропаганды Манифеста Екатерины II от 22 июля 1763 г. и активной деятельности вызывателей только в Поволжье в 1763—1774 гг. прибыло почти 32 тыс. мигрантов из Европы, небольшие группы немецких колонистов поселились в 1765—1812 гг. в Петербургской (0,7 тыс. человек), в 1766 г. — в Черниговской (0,9 тыс. человек), Воронежской (0,3 тыс. человек) и Лифляндской (0,3 тыс. человек) губерниях. Лютеране разместились в колониях Поволжья, Санкт-Петербургской, Черниговской, Воронежской, Херсонской, Екатеринославской, Полтавской, Таврической, Новгородской, Лифляндской губерний, а также в Бессарабии.
Большинство колонистов, прибывших в Поволжье в течение нескольких лет после обнародования указов Екатерины из различных земель Германии, а также из Швейца­рии, Эльзаса и Лотарингии, привезли с собой свое исконное вероисповедание — лютеранство, и именно вера помогала им в трудные времена. Первые колонисты Поволжья на 67,75% были протестантами (более 4 тысяч семей — лютеране (51,5%) и 1 250 семей — реформаты (16,25%) из 7 750 семей первых поселенцев), а остальные исповедовали католичество. Русское правительство заложило основу для создания церковных приходов, однако прошли годы, прежде чем в колониях была создана стройная церковная система.
Долгое время евангелические церковные приходы колоний оставались без подчинения какому-либо вышестоящему органу и даже без связи друг с другом. Внутреннее устройство и порядок богослужений определялись приходами самостоятельно, регулярных собраний пасторов не проводилось.
Назначение священнослужителей на конкретные должности входило в юрисдикцию Канцелярии опекунства в Санкт-Петербурге, с 1782 г. это право перешло к Юстиц-коллегии. Позже пасторов утверждал в должности сам император.  Кроме недостаточного числа проповедников, церквей, школ, в лютеранских приходах в первые годы после переселения остро стояла еще одна проблема — нехватка духов­ной литературы: Библий, проповеднических книг, молитвенников и церковных песенников.

Фотографии лютеранских церквей в некоторых колониях Поволжья
Смотрите подробнее в статье: "Немецкие церкви на Волге" на сайте: "Die Geschichte der Wolgadeutschen".

С конца ХVIII в. пасторы формально подчинялись Юстиц-коллегии духовных дел, кото­рая, вследствие удаленности от приходов, с трудом  справлялась со стоявшими перед ней задачами. Центром поволжских лютеран являлся саратовский приход, постепенно превратившийся в один из основных лютеран­ских приходов России. Выгодное географическое положение позволило саратовскому приходу играть главенствующую роль в жизни лютеран Поволжья. В силу отдаленности остальных по­волжских приходов, неудоб­ства сообщения с ними и плохих дорог саратовская общи­на оставалась ме­стом средоточия духовно-административной дея­тельности всех лютеран Поволжья.
Учреждение консистории в Саратове по указу Правительствующего Сената от 25 октяб­ря 1819 г стало важной вехой в истории поволжского и российского лютеранства. К новому консисториальному округу относились 9 (позже 10) губерний России: Саратовская, Астраханская, Воронежская, Тамбовская, Рязанская, Пензенская, Симбирская, Казанская, Оренбургская. Введение нового церковного закона в 1832 г. и создание единой Гене­ральной консистории стали толчком для проведения организационных мероприя­тий на местах. В 1834 г. в Саратове состоялся I Синод пасторов Поволжья. На Синоде были рассмотрены важные вопросы, в том числе о церковных школах и обучении кистеров, которые одновременно были и учителями. После утверждения церковного Устава Генеральной консисторией было одобрено образование двух пробстских округов в Поволжье.
К середине XIX в. Евангелическо-лютеранская церковь в Поволжье смогла организационно оформиться, соединить в себе самостоятельные ранее реформатские и лютеранские приходы. Уже в первые десятилетия после заселения иностранных колонистов в Поволжье была заложена основа религиозной организации лютеранских колоний. Она состояла из следующих элементов:

1. община с выборным церковным старостой;

2. приход, возглавляемый пастором;

3. пастор-сеньор, с 1823 г. пробст, возглавлявший пробстский округ;

4. ежегодный окружной синод пасторов с 1834 г.;

5. Юстиц-коллегия, с 1819 (фактически с 1832) Генеральная консистория.

В конце ХVIII в. церковная жизнь протестантов в немецких поволжских колониях переживала период становления. Она была богата всевозможными событиями, тесно связанными как с русской историей, так и с периодом внутреннего роста Евангелическо-лютеранской церкви в России. Однако в данном процессе четко проявилась незавершенность церковной организации поволжских немцев.
Получив в начале века единое руководство, процесс создания которого тоже был долгим и трудным, церковь вышла на качественно новый этап развития. Из локальной Саратовской консистории родилась общероссийская Московская, распространявшаяся на Поволжье, Сибирь, Северный Кавказ и Среднюю Азию. Разрозненные в конце XVIII в., даже несвязанные между собой об­щины Поволжья постепенно превратились в единую централизованную структуру, разделенную на два пробстских округа. В начале ХХ в. в Поволжье существовало 37 приходов. Пройдя нелегкий путь развития, Евангелическо-лютеранская церковь Поволжья возросла духовно и окрепла численно, став заметной социальной силой в немецких колониях.
(Выдержки из статьи "Протестанты Поволжья" на сайте: "svitlo.net").


История католицизма в Поволжье
 
В конце 18 в. доселе невиданное число католиков переселилось в Россию благодаря Екатерине 2, издавшей Указ от 4.12.1762г. и Манифест от 22.07.1763г. « О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах». В данных законодательных актах Екатерина обещала будущим колонистам значительные привилегии, в том числе «свободное отправление веры», государственную помощь при строительстве церквей и разрешение иметь собственных священнослужителей.
В результате широкой пропаганды Манифеста в 1763-1769гг. в Россию прибыло около 27 тысяч переселенцев из Европы, из них 8-10 тысяч были католиками. Все немецкие поселения были разделены на колонистские округа, в каждый из которых входило несколько сел и деревень. Из возникших на правом и левом берегах Волги 104 колоний, 31 была католической (14 в Правобережье и 17 в Левобережье Волги).
В Поволжье к концу 1760-х г. была основана 31 немецкая колония:
Березовка (Деллер 1.07.1767), Верховье (Зеевальд 20.08.1767), Гнилушка (Пфайфер 15.06.1767), Грязноватка (Шукк 8.09.1766), Елшанка (Гуссарен), Золотурн (Виттман 1768), Илавля (Лейхтлинг 14.05.1767), Каменный Овраг (Деготт 1.07.1766), Каменка (Бер 6.07.1765),Караульный Буерак (Келер 10.08.1767), Казицкая (Брабандер 26.06.1767), Кочетное (Гельцель 11.09.1767), Копенка (Фольмар 18.07.1767), Краснополье (Прейс 12.05.1767),Краснорыновка (Keller 12.05.1767), Крутояровка (Граф 10.06.1765), Кустарева (Ляйтзингер 12.05.1767) Люцерн (Ремлер 1768), Кривовка (Обермонжу5.03.1767), Отроговка (Луис 1767), Памятное (Роттгаммель 21.08.1767), Панинское (Шенхен 15.06.1765), Пановка (Гильдман 14.05.1767), Раскаты (Роледер 14.06.1767), Ровное (Зельман 15.07.1767), Семеновка (Рейтлинг 24.07.1767), Суслы (Герцог 14.07.1766), Тонкошкуровка (Мариенталь 16.06.1766), Усть-Грязнуха (Гебель 25.07.1767), Хайсоль (Chaisol  2.08.1766), Цуг (Гаттунг 1768).

Фотографии католических церквей в некоторых колониях Поволжья

Смотрите подробнее в статье: "Немецкие церкви на Волге" на сайте: "Die Geschichte der Wolgadeutschen".

Со временем в них было организовано 9 католических приходов – Казицкое (Брабандер), Екатериненштадт, Каменка (Бер), Тонкошкуровка (Мариенталь), Краснополье (Прейс), Раскаты (Роледер), Семеновка (Шваб), Панинское (Шенхен), Грязноватка (Шукк).
Больше всего немцев католиков первоначально поселилось в колониях Каменка-90 семей и Краснополье – 87 семей.В остальных католических колониях их было меньше: в Верховье и Грязноватке по 35 семей, в Илавле-47, в Копенке-45, в Памятной-28 семей и т.д.
Уже в 1763г. правительством было решено пригласить из-за границы во вновь созданные католические колонии первого немецкоязычного священнослужителя. В 1777г. в колониях уже имелось 6 католических священников. При основании колоний на средства, выделенные царским правительством и под надзором Канцелярии опекунства иностранных было построено несколько католических церквей. В 1773г. в колониях имелось 4 католические церкви в Екатериненштадте, в Деготте, в Каменке и в Семеновке. К 1805г. в Поволжье насчитывалось уже 33 католические церкви.
Католические приходы Поволжья относились к юрисдикции самой большой в мире среди католических епархий Могилевской римско-католической епархии, созданной по решению Екатерины 2 в 1783г. для всех приходов Российской империи. В 1847г. специально для католиков России (без Польши и прибалтийских земель) была основана Херсонская римско-католическая епархия, которая с 1852г. была перенесена в маленький уездный городок Тирасполь переименована в Тираспольскую.
В Тирасполе, как и в Херсоне, разместить кафедру епископа не удалось.
В 1856г. центром епархии был избран Саратов. Название Тираспольская римско-католическая епархия было решено сохранить в отличие от Саратовской православной епархии. Тираспольская епархия с центром в Саратове вплоть до 1917г. оставалась единственной на собственно российской территории римско-католической епархией.
К Тираспольской епархии с центром в г.Саратове относились Астраханская губерния, Грузия, Бессарабия, Екатеринославская, Самарская, Саратовская, Ставропольская губернии,Таврическая и Херсонская губернии.Епископами Тираспольской епархии являлись – Фердинанд Канн (1787-1864), Франц Цоттман (1826-1901), Антон Церр (1849-1934), Эдуард Ропп (1851-1939), Иосиф Кесслер (1862-1933).
В начале 20 в. Тираспольская римско-католическая епархия, охватывавшая европейскую часть и юг России, а также большую часть территории современной Украины, объединяла 121 церковь, 131 священнослужителя и около 300 тысяч прихожан. В 1885г. только в Поволжье насчитывалось 37 католических церквей.Крупнейшими в России сельскими римско-католическими приходами являлись поволжские приходы Зельман (Ровное) – 8500 человек и Мариенталь (Тонкошкуровка) – 8000 человек, более 8000 прихожан насчитывалось также в г.Саратове.
К началу 20в. в Поволжье было 5 деканатов, в которые входило более 40 приходов и их филиалов:
1.Саратовский деканат: Саратов, филиал Покровск, Новониколаевка (Мариенфельд), филиал Скрипалева (Иозефсталь), филиал Камышин, Царицын, Астрахань, Казицкое (Брабандер), Березовка (Деллер);
2.Каменский деканат: Каменка (Бер), Елшанка (Гуссарен), Копенка (Фольмер), Грязноватка (Шукк), филиал Каменный овраг (Деготт), Памятная (Роттгаммель), Верховье (Зеевальд), Гнилушка (Пфайфер), Пановка (Гильдман), Илавля ( Лейхтлинг), Караульный Буерак (Келлер), Семеновка (Рейтлинг), Усть-Грязнуха (Гебель);
3.Екатериненштадский деканат: Екатериненштадт (Марксштадт, Баронск), филиал Буерак (Борегард), Кривовск (Обермонжу), Михайловка (Люцерн, Ремлер), Цуг (Гаттунг), Панинская (Шенхен), Золотурн (Виттман);
4.Мариентальский деканат: Тонкошкуровка (Мариенталь), Раскаты (Роледер), Суслы (Герцог), Крутояровка (Граф), Отроговка (Луис), Любомировка (Либенталь), филиал Ново-Кривовск (Ней-Обермонжу), филиал Марьино (Ней-Мариенталь), филиал Ст.Липовка (Урбах), Черная Падина (Байдек), филиал Таловка (Байдек), Мариновка (Мариенбург);
5.Зельманский деканат: Ровное (Зельман), Кустарево-Краснорыновка (Ней-Колония), Кочетное (Хельцель), Краснополье (Прейс), Бизюк (Мариенберг), Новокаменское (Штреккерау).
В 1919г. Тираспольская римско-католическая епархия насчитывала 12 деканатов, 125 приходов, 239 филиалов, 281 церковь, 36 каплиц и молельных домов и 367277 прихожан. Однако после прихода большевиков к власти церковная структура епархии практически перестала существовать. Резиденция епархии была перенесена из Саратова в Одессу, репрессиям подвергались как священники, так и простые верующие. По декрету 1922г. из храмов были изъяты церковные ценности. Юридически многие церкви еще не были переданы государству, но они уже не находились в распоряжении верующих. К 1939г. были закрыты последние католические храмы, официальная деятельность Католической церкви в СССР прекратилась. Данные сведения из книги О.А. ЛиценбергерЕ.М. Ерина. "Аннотированная опись дел Коллекции документов римско-католических церквей (1789-1934 гг.)".
 
Смотрите далее на странице номер 2 "Историю церкви в колонии Шукк".
 
Страницы:        1      2       Вперед
 

 

"История села Шукк" http://shuck.ucoz.ru
Copyright MyCorp © 2017
Rambler's Top100